Мировое сообщество обеспокоено данной экологической проблемой, имеющей глобальное значение. Выпущенный в атмосферу фреон R12 на
одном континенте может увеличить поток ультрафиолета на другом.
В соответствии с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в 1987 г. вступил в действие "Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой". Он предусматривает постепенное сокращение производства и потребления ряда хлорфторуглеродов.
На сегодняшний день 90% кондиционеров используют фреон R22.
Альтернативой R22 могут быть R134а, R407с и R410A.
Активность хладогентов разрушающая озоновый слой оценивается величиной озоноразрушающего потенциала.
Озоноразрушающий потенциал может принимать значения от 0 (озонобезопасный хладагент) до 13 (озоноразрушающий хладагент).
Озоноразрушающий потенциал R12 равен 1,0; R22 - 0,05; R134а - 0; R407C - 0.
Несмотря на показатели, идеального хладагента пока не существует. Те хладогенты, которые не разрушают озоновый слой, по термодинамическим свойствам далеки от совершенства.
Хладагент – это рабочее тело кондиционера. Разработчики систем кондиционирования тщательно подбирают фреон с учетом большого числа факторов: высокой эффективности работы оборудования, низкой стоимости, пожаробезопасности и токсичности. Требования к хладогентам постоянно пополняются.
Определяющими факторами при выборе хладагента, являются его термодинамические и теплофизические характеристики. Они влияют на эффективность, эксплуатационные показатели и конструктивные характеристики кондиционеров. Широкое применение в холодильной технике нашли фторхлоруглеродные хладагенты (фреоны), обладающие требуемыми термодинамическими и теплофизическими качествами. Свойства хладагентов зависят от структуры молекулы вещества, присутствия соотношения молекул фтора, хлора и водорода в его составе.
Хладогенты с высоким содержанием молекул водорода являются пожароопасными.
Хладогенты с малым содержанием фтора обладают токсичностью.
Хладогенты с малым содержанием водорода долго не растворяются в атмосфере и являются экологически нежелательными.
Смесь хладагентов R32 (23%) способствует увеличению производительности, R125 (25%) исключает горючесть смеси, R134а (52%) определяет рабочее давление в контуре хладагента) получила марку R407C. Подобно хладагенту R22, R407C обладает малой токсичностью, химически стабилен и не горюч. В случае утечки на работу кондиционера
негативно влияет не только нехватка хладагента, но и изменение его состава т.к испаряемость у этих фреонов разная и утекают они не равномерно.
Оставшийся в системе хладагент имеет иной состав, поэтому при ремонте его необходимо слить полностью и заправить систему новым фреоном R407C.
Основная разница в характеристиках прежнего хладагента CHF2Cl (R22) и нового R407C заключается в величине давлений при рабочих температурах и типе масел, совместимых с данным хладагентом.
С хладагентом R22 используется минеральное масло, которое не пригодно в сочетании с R407C. Новый хладагент плохо смешивается с минеральным маслом, особенно это наблюдается при низких температурах и образует с ним расслаивающуюся двухфазную смесь. Это приводит к недостаточной смазке компрессора из-за периодического попадания в зону смазки жидкого хладагента вместо масла и приводит к быстрому износу трущихся частей компрессора. Кроме того, плохо растворимое в хладагенте масло, имеющее при низких температурах высокую вязкость, забивает капиллярные трубки и нарушает циркуляцию хладагента.
Чтобы обойти эти трудности, хладагент R407C применяется в сочетании с эфирным маслом, которое растворяется в данном хладагенте. Один из недостатков такого синтетического масла - высокое поглощение им влаги. Хранение, транспортировка, процесс заправки маслом должны исключать возможность попадания в масло не только капельной влаги, но и продолжительный контакт с влажным воздухом, из которого масло активно поглощает влагу. Необходимы также специальные меры по предотвращению попадания влаги в систему, как в процессе производства кондиционера, так и при его установке на месте использования.